Невзаимозаменяемые токены (NFT) в спортивном пространстве быстро привлекли внимание болельщиков. Различные топ-клубы, команды и организации выпускают собственные цифровые предметы коллекционирования.
По мере того, как NFT продолжает стремительно расти, а клубы и лиги тестируют огромное количество инновационных предметов коллекционирования, Insider Sport пробует разобраться в новых источниках дохода с помощью президента и главного научного директора Zilliqa Амрита Кумара.
IS: Может, начнем с краткого изложения того, что такое есть NFT и какую ценность они собой представляют?
AK: По сути NFT – это цифровые активы, которые находятся в блокчейне. И его преимущество состоит в том, что, с одной стороны, вы знаете, кто создал и является владельцем этого NFT, а с другой – всякий раз, когда NFT передается от одного человека к другому, вы можете отслеживать его передвижение.
Невозможно просто прийти и сказать «это мой NFT, который я у кого-то купил», потому что с помощью блокчейн все это дело можно с легкостью проверить. В этом и состоит основное преимущество NFT: цифровые активы, которые не взаимозаменяемы; то есть – уникальны. У них есть четкое значение, и они поддерживаются блокчейном. Поэтому вы можете постоянно отслеживать передвижение этого токена – в течение всего времени.
IS: При покупке NFT содержимое конкретного токена больше не доступно в интернете?
AK: Например, у вас есть видео, картина или недвижимость, которые вы хотите преобразовать и обозначить как NFT. В случае с картиной вы отцифровываете и размещаете ее в каком-нибудь хранилище или даже непосредственно у централизованного поставщика услуг – Amazon, к примеру, – чтобы потом разместить на определенных серверах.
У вас появляется URL-адрес, и когда вы создадите NFT, мы выпускаем его на платформу блокчейн, а вы, в свою очередь, прикрепляете URL-адрес в самом токене. Следовательно, при покупке или продаже каждый поймет, что за этим NFT стоит реальная физическая или цифровая вещь, хранящаяся по такому-то URL-адресу.
При токенизировании физического актива – например, недвижимости – все происходит немного по-другому: вы не можете просто кинуть ссылку и сказать «вот это вот ваша квартира». Здесь вы должны сообщить, что при покупке данного NFT люди получают доступ или право собственности на базовый актив, в качестве которого выступает квартира или здание.
IS: Какие преимущества это дает спортсменам, командам и лигам?
AK: Это касается не только спортсменов, но и, например, знаменитостей! Представьте, что я известный футболист и у меня куча поклонников, подписчиков в Twitter и Instagram. Поэтому я хочу монетизировать свою личность и свою ценность, используя своих фанатов.
Обычно спортсмены как делают?., – связываются, например, с агентством, это агентство затем связывается с какой-то компанией, и те снимают видео – делают рекламу продукту этой компании и зарабатывают деньги.
Идея, лежащая в основе NFT и монетизации себя, заключается в том, чтобы избавиться от некоторых из этих посредников и напрямую служить своей фанатской базе. Снова приемер: вы можете снять видео, в котором поздравляете кого-нибудь из своих поклонников с днем рождения, продав, при этом, имеющийся NFT своим фанатам напрямую. И вы можете это сделать потому, что у вас есть торговая площадка на базе блокчейн, где вы можете просто взять NFT и выставить его на продажу. Ну и любой сможет у вас его купить.
Вы даже можете устраивать аукционы своих NFT без помощи аукционных домов – на своей площадке вы строите децентрализованную сеть и продаете свои NFT с аукциона. Таким образом вы обходите аукционные дома, ваших менеджеров, маркетинговых агентов – и напрямую налаживаете связь со своими фанатами, что очень важно.
IS: Недавно вы сотрудничали с футбольным клубом «Эвертон» и известными футболистами Диего Костой и Хамесом Родригесом. Расскажите об этом?
AK: Совсем недавно мы разговаривали с компанией Polaris из Португалии – они занимаются менеджментом многих известных футболистов. И к нам пришла идея предложить футболистам снимать и создавать контент для своих фанатов. Возможно, вы видели как было сделано у NBA Top Shot – видео с кадрами основных моментов с матчей продавались в виде NFT. Но наша идея заключалась немного в другом: мы хотели снимать эксклюзивные видео для фанатов, поэтому и сотрудничали непосредственно с игроками.
Если вы купите эти NTF, то получите доступ к определенным предметам – например, к электронному автографу игрока; вы даже можете выиграть его футболку с реальным автографом – это своего рода физическая ценность в нашем цифровом NFT. Наконец, у вас есть шанс выиграть возможность лично поговорить с игроком! И это – лишь некоторые преимущества, которые люди получают при покупке NFT.
IS: Что значит для Zilliqa работа с такими крупными международными звездами и клубами Премьер-лиги?
AK: Работать с громкими именами всегда сложно, поэтому мы связались с партнерами, у которых были нужные контакты. В целом, за два-три дня мы смогли продать NFT на сумму от 1,2 до 1,3 миллионов долларов. Это показывает, что на рынке есть спрос, и люди хотят получить эксклюзивный контент, который создают сами знаменитости для своих поклонников.
Это очень важно для нас, и мы с нетерпением ждем возможности расширить сферу работы и задействовать игроков из других видов спорта – таких как гольф, гонки и т. д. Но главная идея заключается в том, чтобы сблизить спортсменов с фанатами: сегодня поклонники хотят получить прямой доступ к знаменитостям. И я думаю, что NFT – отличное для этого решение.
IS: Как вы думаете, почему в последнее время популярность NFT в спорте возросла?
AK: Думаю, в определенном смысле COVID-19 внес свою лепту. Раньше люди могли ходить на аукционы и покупать вещи спортсменов, могли присутствовать на матчах… Да, сейчас все снова открывается, но дело даже не в этом. Многое в наше время перешло в онлайн, и это – одна из причин, почему люди начали зарабатывать на себе или создавать NFT.
IS: С точки зрения вовлеченности – как NFT могут увеличить аудиторию клубов и привлечь новых фанатов?
AK: Одна из проблем заключается в том, что иногда люди имеют доступ к купонам и правам, но эти права доступа не всегда можно передать другим лицам. С другой стороны, в рамках определенного фанатского сообщества и клубов все могут передавать права; так что вы можете купить активы на вторичном рынке.
Например: некоторые болельщики, которые имеют определенные права и активно участвуют в голосованиях, могут получить в качестве актива возможность поприсутствовать на послематчевой церемонии. Человек, который владеет этой привилегией и, также, токенизирован в NFT, – может продать ее другим людям. А раньше это было очень сложно сделать. Таким образом, благодаря активному участию вы можете передавать некоторые активы и привилегии.
IS: Как развивается NFT? Смогут ли они остаться актуальными для мира спорта?
AK: Очевидно, что все мы еще находимся на экспериментальной стадии развития, и люди только-только разбираются что к чему. Вполне возможно, что актуальное сейчас – через полгода вообще не будет работать. Но одно мы знаем точно: роялти очень важны! Сегодня вы разговариваете со знаменитостями, а они, в свою очередь, хотят не просто продавать NFT, но и быть уверенными, что эти NFT создадут устойчивый поток средств. Это, безусловно, стало очень важным для многих.
Еще одна вещь, которая может создать новую тенденцию, – тот факт, что некоторые NFT очень дорогие. Варьируются от 1 000 до 16 миллионов долларов; и даже больше! Если у вас такие дорогие NFT, то обычный человек просто не сможет себе их позволить. Поэтому возникает новая тенденция, позволяющая дальше токенизировать NFT: квартиру разделить на комнаты и продавать уже фактически отдельные комнаты. Это применимо и к людям: если у спортсмена есть видео, то вы можете купить не все, а только его часть. И если у вас всего 100 долларов, то вы все равно сможете стать обладателем кусочка от этого большего пирога. Раньше такое невозможно было даже представить!