Антон Кучухидзе: государство устанавливает контроль над рекламой азартных игр

Антон Кучухидзе, глава Ukrainian Gambling Council, в своем блоге на официальном сайте Совета рассказал о ситуации на азартном рынке Украины в отношении рекламы игорных заведений, продуктов и услуг. 

“Как я и ожидал, власти усиливают механизмы контроля за нарушениями игорного законодательства. На этот раз в центре внимания оказалась реклама азартных игр”.

На самом деле реклама – дело принципа. Реклама игорных операторов раскрывает их истинное лицо, а также их приверженность ключевому принципу игорного бизнеса – защите общества и игроков.

Следует отметить, что специальный закон об азартных играх четко определил, я бы сказал, ценностные рамки для рекламы гемблинга: «Реклама азартных игр не должна формировать мнение, что с ее помощью легко можно выиграть или что азартные игры могут быть источником дохода или альтернативой заработку». Если честно, не все операторы следуют этим принципам. Но я здесь не для того, чтобы читать лекции; я рассказываю о рисках: если гемблинг-оператор начинает сходить с ума в вопросах рекламы (что недопустимо), то такими действиями он фактически подставляет под удар весь рынок. Тень недоверия падает на всю индустрию и на всех операторов азартных игр, что в конечном счете ухудшает имидж реформы.

Очевидно, что легализацию азартных игр инициировало само государство, и логично, что оно никому не позволит бросить тень на столь сложную реформу. Вспомним, сколь критически в 2019 году было воспринято предложение легализовать игорный бизнес. Многие не верили, что реформа вообще состоится. Но ее первая часть – создание рынка и вывод из тени игорного бизнеса – была реализована. Теперь нужно разработать и реализовать принцип социальной ответственности.

Неудивительно, что государство в рамках своих структур и ведомств устанавливает контроль над рекламой. Пример тому – недавно заключенный Меморандум между Комиссией по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) и Государственной службой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. По словам главы КРАИЛ, Меморандум призван помочь государственным органам «контролировать деятельность операторов азартных игр, рекламодателей, а также производителей и распространителей рекламы», которые могут нарушать закон своей рекламной деятельностью. КРАИЛ имеет полное право на такое сотрудничество со специальным органом, поскольку, согласно пункту 13 статьи 8 специального закона, Комиссия по азартным играм «должна взаимодействовать с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и другими организациями при исполнении своих полномочий». Как правило, такие меморандумы налаживают конкретные механизмы сотрудничества между сторонами – начиная от консультаций и заканчивая использованием всех ресурсов, доступных в рамках этих полномочий, – для прекращения деятельности, нарушающей закон.

Сегодня даже самые ухищренные деятели, вероятно, осознают, что времена, когда можно было проскочить за счет юридических лазеек, постепенно подходят к концу и наступает время, когда государство будет крайне требовательным в части защиты принципа социальной ответственности. Важно помнить, что пункт 1 статьи 4 специального закона определяет рамки деятельности государства в сфере игорного бизнеса: целью государственной политики в сфере организации и проведения игорного бизнеса является создание условий для снижения социальных рисков, связанных с азартными играми. Эта юридическая и концептуальная граница важна для операторов азартных игр, поскольку является ориентиром для всего рынка при реализации различных мероприятий и действий.

В целом, стремления КРАИЛ по усилению контроля над рекламой азартных игр приветствуется. Полагаю, что со временем и государство, и общественность в конечном итоге поднимут вопрос об усилении функций Комиссии по азартным играм в сфере рекламы на законодательном уровне. А то получается, что КРАИЛ накладывает штрафы, но индивидуальных полномочий по контролю за рекламой у нее нет. Однако, опять же, ситуация не критическая; рынок работает всего 3 месяца, а в середине мая 2022 года уже можно будет более подробно говорить о том, что получилось у государства, и что потребует дополнительных усилий. Страна и игорный бизнес проходят естественный процесс становления и начала развития рынка.