В своей новой колонке, Иван Курочкин, Партнер в 4H Agency, говорит об аспектах ответственной игры, затрагивая вопросы нормативных требований, удержания игроков и социальную ответственность.
Сравнивая отношение к вопросам ответственного гемблинга сегодня и, скажем, пять-десять лет назад, можно заметить, что подход различных заинтересованных сторон в индустрии к этим вопросам не только существенно изменился, но и прошел путь от начальной стадии к признанию важности ответственной игры в азартных развлечениях после ее внедрения, будь то через регулирование или добровольные инициативы.
Важно не только внедрение новых нормативных требований, соответствие которым обязаны поддерживать операторы, чтобы подчеркнуть значение ответственных методов в азартных играх. Этот процесс должен быть жизнеспособным для всех заинтересованных сторон, включая операторов, игроков и регуляторов. Таким образом, это не только диктат правил, но и добровольное решение каждого участника индустрии о внедрении инструментов ответственной игры в ежедневную рутину.
Создание значимости для инструментов ответственных азартных игр должно идти дальше простого внедрения новых нормативных требований для операторов. Важно, чтобы этот процесс стал жизнеспособным для всех участников отрасли, включая операторов, игроков и регуляторов. Таким образом, это не только прямое правило, но и добровольное решение каждого заинтересованного лица о внедрении инструментов ответственной игры в повседневную рутину.
Это объясняет, почему важно понимать множество инструментов, которые ответственная игра может предложить игрокам, регуляторам и операторам по всему миру. Основные инструменты ответственной игры можно условно разделить на группы в зависимости от цели их использования («RG Instruments»):
- инструменты для информирования и предотвращения;
- инструменты снижения вреда и реагирования;
- потенциал системы здравоохранения.
Ниже описана каждая из групп таких инструментов.
Группа 1:
- Пауза в игре. При использовании данного инструмента игрок не может сделать ставку в течение короткого промежутка времени: дня, недели, месяца или другого. Важно отметить, что этот инструмент обычно вводится на уровне продукта оператора, а не через нормативные требования.
- Финансовые ограничения. Оператор должен обеспечить невозможность совершения действия, ограниченного установленным лимитом, до истечения лимита. Процедура изменения и снятия лимитов отличается в зависимости от политики конкретного оператора. Иногда, например, игроку необходимо отправить заявку, а через 24 часа после ее создания повторно подтвердить ее. Таким образом, игрок подтверждает, что его намерение изменить и/или снять лимит не изменилось.
- Сообщения об ответственной игре. Практически во всех развитых юрисдикциях (например, как в Великобритании, так и на Мальте) операторы размещают информацию о существующих RG Instruments либо внутри наземных игорных заведений, либо на своем сайте. Кроме того, в некоторых странах каждое маркетинговое сообщение должно сопровождаться сообщением о вреде, который может быть нанесен азартными играми.
- Проверка реальности. Это уведомления, которые появляются с определенной периодичностью, которую игрок настраивает самостоятельно в личном кабинете. Они оказывают благотворное влияние на игрока с психологической точки зрения, отрезвляя его и возвращая в реальный мир. Такие уведомления могут содержать различную информацию, такую как, например, продолжительность текущей игровой сессии, информацию о текущей сумме потраченных игроком средств и прочее.
Группа 2:
Среди этой группы можно выделить следующие ключевые инструменты RG:
Самоисключение. Этот инструмент может быть двух видов:
- Самоисключение на определенный период времени. Игрок может ограничить себя определенным периодом времени: год, 5 лет. Этот инструмент используется игроками с уже существующими проблемами игровой зависимости, а также в критических ситуациях, когда игрок понимает, что его увлечение начинает создавать проблемы ему и окружающим.
- Самоисключение без ограничения по времени. Наиболее серьезная мера, которая применяется в случае причинения вреда обществу, например, хищение имущества третьих лиц для участия в азартной игре. Игрок (или его близкие родственники, но только в судебном порядке) вправе навсегда лишить себя возможности участвовать в азартных играх с отдельно установленным порядком отмены такого самоисключения (например, по истечении 5/10 лет путем подачи заявление об отмене самоисключения).
Ограничение маркетинга. В большинстве стран, где игорный бизнес регулируется, существуют ограничения на рекламу азартных игр. Однако в ряде стран законодательно закреплена обязанность операторов не направлять свои маркетинговые коммуникации лицам, не имеющим права на участие в азартных играх (например, самоисключенным лицам, лицам, признанным недееспособными, несовершеннолетним).
Тестирование игроков на зависимость от азартных игр. Тестирование на признаки игровой зависимости можно проводить в соответствии с рекомендациями DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам).
Игроку предлагается ответить на ряд вопросов, а по результатам тестирования указывается, насколько клиент склонен к зависимостям и, исходя из этого, предлагается персонифицированный набор средств самосдерживания, основанный на тех, которые использует организатор азартных игр.
Группа 3:
Создание и поддержка «горячих линий» для игроков, столкнувшихся с проблемой игровой зависимости.
По сути, это служит окном для игроков с потенциальными проблемами, поскольку на этой горячей линии также можно записаться на терапию. Как правило, номера телефонов «горячих линий» могут быть включены в качестве обязательной информации в маркетинговую коммуникацию оператора.
Помимо вышеперечисленного, также важно понимать, что если у игрока уже есть игровая зависимость, инструменты самоисключения и самоконтроля не должны заканчиваться возможностями оператора. При этом исследования играют важную роль в борьбе с игроманией, позволяя оценить, насколько распространена проблема, какие люди входят в группу риска, а также отследить эффективные методы профилактики и лечения зависимости.
Например, в Великобритании NatCen Social Research регулярно проводит исследования в этой области, а также собирает отчеты о количестве игроманов по возрасту, полу и статусу занятости.
Не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал!