Виктор Блок, старший менеджер по продажам в PandaScore, обсудил тенденции и перспективы развития киберспорта в Восточной Европе.
Киберспорт уже давно популярен в регионе, где различные ведущие команды и игроки называют его своим домом. Как изменился ландшафт за последние несколько лет? Появились ли какие-то особенные тенденции, которые вас удивили?
Киберспорт в странах Восточной Европы пережил бум в 2008 году, когда по-настоящему популярными стали игры Multiplayer Online Battle Arena (MOBA). Хотя киберспорт был популярен еще в 2003 году, появление таких игр, как Counter-Strike и DOTA2, стало основным катализатором восходящей траектории, по которой этот сектор движется с тех пор. За последние годы инфраструктура, необходимая для поддержки киберспорта, значительно улучшилась во всем регионе, включая строительство Pixel Esports Arena в Минске, Беларусь, и Cyberspace Arena в Алматы, Казахстан, где проводятся соревнования высшего уровня. Интернет-качество также улучшилось, а поддержка со стороны местных и международных спонсоров, таких как Monster Energy, Red Bull и War Gaming, предоставила средства для дальнейших инвестиций, а также повысила осведомленность. В конечном итоге это привело к тому, что киберспорт превратился в процветающую отрасль с множеством возможностей для дальнейшего роста.
Что касается тенденций, особенно в отношении ставок на киберспорт, я был удивлен высоким спросом на ставки на консольные игры — мы называем их eBattles, и они включают в себя такие дисциплины, как eSoccer и eBasketball. Я думаю, что это просто естественное развитие, которое произошло на фоне высокого спроса на контент видеоигр, который часто является мостом между традиционным спортом и киберспортом.
Какие факторы способствовали росту киберспорта в Восточной Европе за последние несколько лет?
Для меня одним из важнейших факторов является то, что команды стали более профессиональными и теперь тренируются и играют в хорошо управляемых клубах. Это происходит в специальных зданиях и комнатах, оснащенных высокоскоростным доступом в Интернет и самым лучшим игровым оборудованием. Заработная плата игроков также выросла, что повысило уровень игроков, принимающих участие в соревнованиях по всему региону, выведя конкурентоспособность на новый уровень. Сегодня многие игроки этого региона играют за такие высокорейтинговые команды, как Virtus.pro, Team Spirit, Betboom или Na`Vi, которые соревнуются на международной арене. Это, в свою очередь, помогает киберспорту развиваться во всем регионе Восточной Европы.
Можете ли вы рассказать нам о самых больших нормативных различиях среди стран Восточной Европы, когда речь идет о ставках на киберспорт? И как PandaScore справляется с этими изменениями?
Легальность ставок и ставок на киберспорт различается в каждой стране. Некоторые из них очень строги или даже запрещают азартные игры, в то время как другие придерживаются более либерального подхода, регулируя деятельность и лицензию операторов. Давайте взглянем на некоторые из крупнейших рынков и их подход.
В Украине с 2018 года киберспорт признан официальным видом спорта. В 2020 году в стране начали регулироваться и лицензироваться азартные игры, преимущественно на спорт и в казино. Однако, предположительно, новый закон также будет включать ставки на киберспорт, учитывая его признание как спортивной дисциплины в Украине. Ведущие украинские букмекерские компании, вроде Favbet и Parimatch, уже предлагают своим игрокам ставки на киберспорт.
В Казахстане развивается игорная индустрия: операторы спортивных ставок и казино работают в крупных городах, таких как Алматы и Нур-Султан (Астана). Азартные игры регулируются Министерством культуры и спорта, и, хотя нормативная база является несколько ограничительной, ставки на спорт, которые, вероятно, включают ставки на киберспорт, разрешены.
Ориентироваться в постоянных изменениях в регулировании ставок в регионе может быть непросто, поэтому мы стараемся быть в курсе последних событий, отслеживая обновления законодательства и поправки к нормативным принципам. Мы также отслеживаем отраслевые тенденции и лучшие практики, чтобы заранее предвидеть изменения в законодательстве, что позволяет нам быстро адаптироваться в случае необходимости. Это может включать в себя сравнение с конкурентами, посещение конференций и общение с ключевыми заинтересованными сторонами.
На ваш взгляд, есть ли уникальные возможности для расширения киберспорта и ставок на киберспорт в Восточной Европе? И чем это отличается от других регионов?
Важно понимать, что Восточная Европа, особенно Украина и Казахстан, играют по своим правилам. Под этим я имею в виду, что они сильно отличаются от других киберспортивных рынков, поэтому не думайте, что то, что работает в Италии, сработает и в Украине. Например, если в Европе League of Legends очень популярна, то в данном регионе первое место занимает Dota 2. Но для тех, кто понимает регион и каждый рынок, есть множество возможностей для изучения.
Позвольте мне уточнить. Dota 2 процветает в странах Восточной Европы: регулярные турниры и мероприятия привлекают большую аудиторию как офлайн, так и онлайн. Такие команды, как Natus Vincere (Na’Vi), Virtus.pro и Team Spirit, добились значительных успехов в соревнованиях по Dota 2, что способствовало популярности игры в регионе. Наряду с Dota 2, также, пользуются популярностью видеоигры CS2, World of Tanks и Fortnite.
Операторам следует учитывать это при выборе рынков и коэффициентов, разработке маркетинговых стратегий и планировании взаимодействия с игроками.
Что, по вашему мнению, является ключом к созданию успешного киберспортивного продукта для аудитории из Восточной Европы?
Понимание предпочтений на каждом рынке и предоставление опыта, превосходящего их ожидания. Для данного региона это означает сосредоточение внимания на Dota 2 — это игра, предлагающая глубокий и стратегический геймплей, требующий командной работы, общения и умелого выполнения планов и стратегий. Его соревновательный характер привлекает геймеров, поскольку они наслаждаются многопользовательской игрой — это восходит к оригинальным MOBA еще в 2008 году. Эти факторы должны быть учтены в опыте ставок на киберспорт, предлагаемом игрокам в PandaScore. Например, комплексное предложение для Dota 2 включает рынки на Kills, Towers, Roshans и Barracks, где игроки могут бросить вызов друг другу в конкурентных ставках.
Поддержка также является ключом к обеспечению качественного игрового опыта. Мы предлагаем круглосуточную помощь и регулярно выпускаем обновления, чтобы улучшить впечатления игроков, делая ставки на киберспорт, используя наши данные, коэффициенты и инструменты для ставок, такие как наш конструктор ставок. Мы всегда прилагаем все усилия, чтобы расширить наше предложение, чтобы охватить самые востребованные игры, включая CS2, Valorant, Call of Duty и многие другие.
Какие тенденции или события, по вашему мнению, будут определять будущий рост киберспорта в Восточной Европе в ближайшие несколько лет?
Отрасль будет продолжать расти и становиться более профессиональной. Киберспорт отличается от традиционных видов спорта, и ему до сих пор не хватает признания на некоторых рынках, хотя он считается официальным видом спорта во все большем числе стран региона. Я думаю, что по мере его развития все больше правительств будут оказывать большую поддержку киберспорту, поскольку он приносит огромные экономические, культурные и социальные выгоды. Это может включать финансирование инициатив в области киберспорта, создание нормативно-правовой базы, помощь в развитии партнерских отношений с киберспортивными организациями или просто признание киберспорта в качестве вида спорта.
Продолжающееся распространение смартфонов по всему региону станет дальнейшим катализатором роста киберспорта. Такие игры, как PUGB Mobile, Free Fire и Mobile Legends: Bang Bang, привлекут широкую аудиторию и предоставят новые возможности для изучения командам, игрокам, спонсорам и другим заинтересованным сторонам. Это действительно захватывающее время для киберспорта и ставок на киберспорт в регионе, и PandaScore очень рад быть его частью.
Не забудьте подписаться на наш телеграм-канал!